Языковая студия Welcome - о бизнесе в ELT сообществе

Из учителя в предприниматели

О бизнесе и методиках
В этом году студия начинает свой 11-ый учебный год. У нас огромное количество учеников, мы сильные, успешные и нас многие в городе Долгопрудный знают. Мы развиваем партнерскую и франчайзинговую сеть по всей России.
Но так было не всегда...


Идея и потребность

Идея создать свою студию пришла ко мне на пробежке. Тогда я пыталась вернуть свою физическую форму после рождения старшей дочери.

До этого я пару лет пыталась найти себе место работы преподавателем. Помню нашла в интернете список телефонов детских садов, стала обзванивать и спрашивать, не нужен ли им преподаватель английского.

10 лет назад обучение дошкольников английскому было, так скажем в новинку, в это никто не верил. Поэтому мне везде отказывали. Кроме одного места. Даже пообещали взамен на то, что я буду бесплатно работать взять моего ребенка в сад. Я помню как обрадовалась тогда, я очень хотела приобрести опыт преподавания детям в группе. Дело было в мае.

Летом я прошла всевозможные курсы повышения квалификации, много читала о преподавании. И вот наступил сентябрь..

Вперёд на дно

Помню, как радостная пришла устраиваться на работу, но мне снова отказали. «Я передумала», сказала мне директор и пошла по своим делам.
Помню как слезы текли по моим щекам и я на минуту потеряла дар речи. То ли от неожиданности, то ли от обиды…
После этого я стала искать себе место в частных детских садах и центрах. В одном я отработала год. У меня были чудесные детки. Такие шумные, непоседливые. Но я столько души вкладывала в каждого из них! Для меня это было больше, чем работа. Помню как пот стекал по спине, как я часами готовилась к каждому уроку. А няне за 2 часа платила больше, чем зарабатывала за урок.
Спустя год работы в этом детском саду меня уволили. Не знаю за что. Сказали, что бюджет не позволяет больше держать преподавателя английского. Было ли это правдой? Я никогда не узнаю.
В одном языковом центре я отработала тоже год и научилась тому, как не надо строить обучение в образовательном центре. Очень благодарна за этот опыт!
В одном из детских центров я отработала 2 года и там тоже было много историй моих поражений.

Последняя мотивация

Я проводила первый пробный урок для нескольких ребят. Он прошел очень здорово! Мы активно работали над новыми словами, играли, дети были счастливы! Был среди них мальчик Егор. На следующий день я позвонила его маме и спросила, будут ли они посещать занятия. На что мама мне ответила: «Вы не умеете преподавать, мы ходить не будем»… Я попыталась что-то возразить, но она повесила трубку. Я смотрела в окно, но ничего не видела - слезы застилали глаза. Я просидела на подоконнике больше часа, смотрела в окно и плакала, пока не проснулась моя маленькая дочка.

Через несколько лет мы, кстати, неожиданно встретились с мамой Егора на квесте, который мы проводили в парке. Я заметила среди людей женщину и сразу узнала в ней маму Егора. Я подсела и поприветствовала ее. Женщина вопросительно посмотрела на меня и спросила «Мы знакомы?» Я сказала: «Да, несколько лет назад Ваш сын приходил ко мне на пробный урок, но после него Вы сказали, что я не умею преподавать и не стали заниматься. Я подсела к Вам, чтобы сказать «Спасибо» за то, что тогда сказали мне правду. Я после Ваших слов много училась и работала над собой и вот теперь я руководитель самой крупной языковой школы в городе»… Тут возникла пауза, после которой она спросила «А что Welcome Вы создали?» «Я…» - еле слышно сказала я и ушла…

Тем же вечером, после разговора с мамой Егора по телефону, я пошла гулять с дочкой, в коляску положила пачку визиток с написанным от руки номером телефона и пошла раздавать их по парку. «Приводите на английский ребенка, у нас весело и занятия очень интересные» - как могла рекламировала я. «Пусть сначала русский выучит», «Да кому нужен ваш английский?», «Главное, чтоб человек был хороший, а английский сам выучит как вырастет» - вот что я слышала в ответ. И визитки мои оказывались в мусорке.
Кое-как я набрала группу из 4х человек. А мамы у этих деток были невероятные. Они поверили в меня. Это были первые родители, кто доверил мне своих детей. Я буду благодарна им всю жизнь! Я общаюсь с ними по сей день, мы дружим, а одна их мам работает в Welcome уже много лет.

Начало нового пути

Спустя год количество учеников выросло. Я очень много вкладывала в ребят: устраивала сама праздники, мы наряжались в костюмы, проводили творческие мастер классы, ставили спектакли. Сложное было время, но классное!
Я всегда старалась сделать свой урок разнообразным: вырезала картинки, искала разные игры, приносила игрушки. И в какой-то момент поняла, что хочу создать такое место, где все это было бы под рукой, где была бы особая атмосфера домашнего уюта, но при этом работы и творчества.

Я поняла, что не найду это место. Мне надо его создать самой.

Пришла домой и сказала супругу «Я хочу создать свою студию». Муж посмотрел на меня и сказал: «Ну попробуй! Почему нет?». Моя работа воспринималась в нашей семье поначалу как хобби, никто и не думал тогда, что это перерастет в семейное любимое дело всей семьи и я уверена не одного поколения!

После того, как эта мысль появилась в моей голове, она уже меня не покидала. Я стала визуализировать какой она будет, как я расставлю папочки с учебниками, как я разложу карточки и постеры. Какой там бизнес план? Это же не было для меня бизнесом. Я делала это для детей.

Мы сняли помещение, в котором была 1 аудитория и коридорчик. В целях экономии сами сколотили с мужем диванчик, сшили подушечки, чтобы создать ту самую домашнюю атмосферу, сами покрасили стульчики в темный цвет, чтобы все смотрелось гармонично. Сшили на них даже подстилочки, но дети очень быстро их разорвали.

Целое лето готовились к открытию. Шторы, ковры, большой стол - все хотелось сделать максимально уютно для детей. А еще сайт и листовки для рекламы - пожалуй это все, на что хватило денег. А! Еще был штендер! Это такая металлическая штуковина для рекламы в парке - на нее я потратила последние деньги и ее украли через неделю после установки.
Месяцы подготовки подошли к концу. В последний день помню меня охватил жуткий страх. «Ко мне никто не придет» - от этой мысли я просыпалась всю ночь в холодном поту.

Первый успех

2 сентября 2012 года в 12:00 я запомню на всю жизнь. Это был самый первый день открытых дверей и на него пришло огромное количество людей! Я даже мечтать боялась о таком количестве желающих учиться у меня в студии.
Когда все ушли, я держала в руках 84 анкеты и плакала. На этот раз от счастья. Я позвонила маме и прокричала «Они поверили в меня! Мама, столько людей поверили в меня! Я не подведу!»

С того дня началась новая жизнь. Да, я получила все, что хотела. Я создала свой маленький уютный мирок, в котором могла творить и заниматься любимых делом»
Первый год дался мне нелегко: я работала преподавателем у 120 детей, вела группы с 9 утра до 22:30, перерыв у меня был 2 часа, в течении которого я успевала обзвонить клиентов, что-то им сообщить и дать обратную связь родителям. Администратора не было.
Поздним вечером, когда все уходили я начинала убираться: мыла полы, пылесосила, драила сантехнику. Мама с детства приучила меня к чистоте. Именно поэтому в Welcome всегда чисто и по сей день.

Тот год прошёл как в тумане. Я спала максимум по 5-6 часов, дочка была совсем маленькая, ее я видела только на своих уроках английского. Было очень тяжело, но я видела отдачу от того, что делаю. И этот первый успех - был лучшей мотивацией продолжать делать то, что умею.

По-тихоньку стали приходить преподаватели и спрашивать, нет ли вакансии преподавателя. Так я стала не только преподавателем, я стала руководителем. Новый был для меня опыт. До сих пор открываю для себя все новые грани этой должности.
Первые годы вообще раскрыли во мне много того, чего я о себе не знала. Пришлось освоить много разных профессий и разобраться во многих вещах: маркетинг, продажи, финансы, управление персоналом.

Фаза роста

В самый первый год количество учеников росло огромными темпами. Я отдала себя всю без остатка, ученики это видели и сами рассказывали о студии друзьям и знакомым.
Рядом с первой открытой аудиторией, как оказалось позже, было свободное помещение. Но там был что называется «бетон» - никакого ремонта совсем. Мы с супругом решили рискнуть, взяли его в аренду, прорубили проход между помещениями, возвели стены под аудитории и начали ремонт. Не знаю, как мы все успевали. Я вела по 8-10 уроков в день, муж работал полный день на наемной работе. Еще была маленькая дочка, которая частенько засыпала в офисе то в автокресле, то в коляске, а один раз уснула прямо на каких-то коробках.

Второй учебный год мы встретили уже в просторном помещении из 4х аудиторий и большого холла. Помню, как на день открытых дверей я заказала огромный торт с логотипом, пригласила всех учеников, их родителей и своих друзей. Это был настоящий праздник!

С количеством учеников росло количество забот. Я практически забросила семью, думала и говорила только о студии. Сутками пропадала в офисе: преподавала, готовилась к урокам, обзванивала клиентов, точила карандаши, вешала занавески, сажала цветы, раскладывала учебные материалы, обучала преподавателей, общалась с родителями и тд. А еще я очень много училась. Кажется, я тогда прошла все курсы, которые только существовали в нашей сфере. Сдала несколько Кембриджских экзаменов и посещала всевозможные профильные конференции.

Очень хорошо помню, как каждое утро приходя в офис к 7 утра включала тогда еще новый альбом Adele и начинала свой день. А в 2 ночи завершала его тоже с ней. И сейчас, когда опускаются руки, я включаю свой любимый альбом и вспоминаю тот этап. И я знаю, что если я выдержала тогда, то и сейчас выстою.

Тогда я часто засыпала с мыслью «Я хочу заснуть, а когда проснусь, чтобы ничего не было». Самое сложное было - это ответственность: перед учениками, родителями и коллегами… Она как грозовая туча всегда висела надо мной, проливаясь периодически горючими слезами, когда уходил предательски сотрудник или ученик, в которого я вложила частичку души, переставал заниматься.

Но утром я всегда вставала и шла в студию. Я не могла предать тех, кто поверил в меня.
Счастливых моментов было, не смотря на сложности, больше, чем печальных. Радовали ученики результатами, очень благодарили и помогали родители, здорово проходили праздники. Это все давало силы!

Именно тогда в команду стали приходить «мои» люди. Те, кто до сих пор работает и служит во благо студии и ее ученикам. И все успехи студии - заслуга команды. Целиком и полностью. Я всегда очень тщательно подходила к подбору преподавателей и менеджеров по работе с клиентами. Да, ошибки тоже были - куда же без них. Но как правило те, кто не разделял наши ценности, не развивался уходил. И я не устану благодарить каждого, кто когда-либо работал или учился у нас. Каждый из них меня чему-то научил, каждый сделал вклад.

Через три года после открытия Welcome на свет появилась наша младшая дочь. Я до последнего месяца вела уроки, а после рождения на третий день вышла в офис. Помню, как в парке гуляла с малышкой, на лавке считала зарплату и пыталась разобраться с программой для учета клиентов. Через 6 месяцев я снова вела уроки на постоянной основе, бегая кормить дочку в перерывах.

Масштабирование

Спустя 4 года упорного труда, ученики перестали вмещаться в один офис. И тогда мы с мужем приняли очень рискованное для нас решение уволиться из крупной компании с руководящей должности и заниматься Welcome вместе как семейным общим делом. Решение далось тяжело, предполагалось, что во второй офис мы должны были вложить большие для нас деньги. Но мы рискнули.

Первый год совместного ведения бизнеса дался нелегко. Мы часто ссорились, пытаясь разделить обязанности между собой. Но потом как-то договорились и дело пошло.
Количество учеников доросло до 1100. Я даже мечтать боялась о такой цифре раньше. Но если чего-то очень хочешь, веришь в это и действуешь - то нет ничего невозможного. И повторюсь, команда сложилась к этому времени настоящая, дружная, профессиональная, крепкая!

Параллельно с этим я стала обучать других руководителей языковых центров по всей России. Я прошла большой путь и мне хотелось поддержать коллег, поделиться опытом и знаниями. Я проводила вебинары, семинары, выступала на конференциях.
Тогда я также взяла на себя роль программного директора в международной конференции для преподавателей английского языка и руководителей языковых центров Trendy English. Несмотря на колоссальную нагрузку, я делала это, понимая, что это благотворно скажется на развитии студии. Я хотела профессионального роста и развития для преподавателей и хотела расти сама. Таким образом мы не просто следили за современными тенденциями в преподавании английского в России, мы их можно сказать создавали. Многие известные в России методисты, авторы учебников, программ теперь мои друзья и коллеги. Они часто приезжают к нам в студию с мастер классами и лекциями для наших преподавателей.

Однажды мне позвонила одна девушка и спросила «А Вы не продаете франшизу?», я сказала «нет», но мысль ее создать появилась в моей голове и не отпускала.
«Мы создадим федеральную сеть языковых школ «Языковая студия Welcome» сказал мне муж. «Мы прошли большой путь, у нас есть чем поделиться» - продолжал он. Так родилась моя мечта. И тогда она казалась мне абсолютно недостижимой.

Но мы не из тех, кто сидит сложа руки. Мы стали узнавать, как сделать франшизу. Учились, консультировались, спорили, собирали свой накопленный опыт по файликам, снова учились, и когда поняли, что мы готовы спустя три года объявили о старте продаж.
За первую неделю мы получили 105 заявок со всей России. Даже не представляете, как я была счастлива! Я отправляла всем предложения, мы проводили собеседования с потенциальными франчайзи, и вот трое готовы были стать нашими партнерами и … пришел коронавирус. Тогда я сильно заболела. Видимо страх за студию подорвал мой иммунитет и я свалилась на месяц. За один вечер мы превратились из офлайн школы в онлайн. Команда сработала слаженно, уверенно и четко.

Но речь в тот год об открытии своих новых офисов или открытии школ по франшизе не шла. Задача была одна - выжить и спасти то, что есть. И мы справились.
Расстроились ли мы, что не получилось открыть центры по франшизе? Да. Перестали ли работать в этом направлении? Нет.

Когда шок прошел, мы продолжили наполнять франшизу, в том числе онлайн обучением.
Наши давние друзья из Краснодара обратились к нам с просьбой стать их партерами и наладить с их центре преподавание английского языка. Мы взялись за дело. Мы нанимали и обучали преподавателей, обеспечили их программами обучения и всеми необходимыми материалами, контролировали результаты учеников. Спустя год совместной работы мы получили обратную связь, что мы превзошли ожидания партеров и справились со своей работой блестяще! Тем временем наши партнеры построили в Краснодаре частную школу и в этом году мы ждем увеличение количества учеников в разы! А еще порекомендовали нас своим коллегами из Уфы и мы тоже стали партнерами!

Коучинг

А в этом году произошло настоящее чудо. Я проводила курс коучинга для руководителей образовательных центров (в прошлом году я обрела новую профессию коуча) и среди участников оказалась чудесная девушка Юлия, которая во время одной из коуч сессий сказала мне, что хочет купить франшизу. Я не поверила своим ушам. Думала сначала, что она пошутила. А через пару месяцев мы подписали договор о начале сотрудничества.
До федеральной сети еще далеко. Нам с командой придется поработать над этим вопросом еще несколько лет. Но я уверена, что мы на верном пути. Пишу эту историю в самолете. Мы возвращается из Тюмени, проведя двухдневный тренинг для команды Языковой студии Welcome там.

А знаете, что самое интересное? Уже наши ученики рассказывают о франшизе друзьям. Это говорит об одном - мы делаем важное и нужное дело. И делаем его превосходно!

Если вы хотите довериться профессионалам, то записывайте своего ребёнка в наши групповые занятия для детей с 3-х лет по этой форме.
Наши студии есть в Долгопрудном, Саратове, Тюмени и Барнауле.
Летний английский лагерь: запись на смену